Как разделить земучасток при одном собственике

    Инструкция о разделе земельного участка, если им владеют только один собственник (индивидуальная собственность) и без наличия на нем каких-либо построек. При наличии построек на участке раздел происходит немного по-другому. Все нижеперечисленные этапы подходят для разных видов участков — ИЖС, ЛПХ, СНТ и т.п.

    Раздел земельных участков регулируется статьей 11.4. Земельного Кодекса РФ.

    Чтобы разделить земельный участок, у которого один владелец, нужно: 1) провести межевание, в следствие чего будет получен межевой план, в котором будут указаны границы образовавшихся участков; 2) подать в МФЦ или УРФС заявления о постановке участков на кадастровый учет и регистрации права на них. На основании межевого плана границы будут внесены в кадастровый учет.

    Этап №1 — провести межевание участка

    Нужно провести межевание, чтобы получить межевой план, в котором будут указаны границы разделенных участков. Заказывается межевание у кадастрового инженера, который является членом СРО — ст. 29 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Цены везде разные, от 15 тыс.руб. Кадастровому инженеру нужно подать: паспорт; свидетельство о регистрации права на участок или выписку из ЕГРН; договор основания — договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве и т.п. С кадастровым инженером будет составлен договор оказания услуг, где будут указаны все работы по межеванию.

    При разделе участка межевание можно сделать двумя способами:

    Полученный план участков инженер должен согласовать с владельцем. Если все верно, то будет составлен межевой план, который должен быть обязательно на бумаге и на диске в электронном виде (в формате XLS). В плане будут указаны границы новых участков и другая нужная информация.

    Этап №2 — поставить новые участки на кадастровый учет и зарегистрировать на них права

    Сейчас это все делается одновременно, т.е. подается одно заявление — п. 2 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости. Старый участок будет снят с кадастрового учета и на него будут прекращены права собственности — п. 3 ст. 41 Закона о регистрации недвижимости. Во многих городах подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату. Т.е. напрямую Рег.палаты граждан уже не принимают, а только через посредника в виде МФЦ. Если в вашем населенном пункте можно подать документы напрямую в Рег. Палату, то лучше так и сделать. Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается.

    1. Собственнику нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы. Будет госпошлина только за регистрацию права собственности. Госпошлина для участков ЛПХ, дачного хозяйства, садоводства или сельхозназначения — 350 рублей, в остальных случаях — 2 000 рублей (пп. 22, 24 и 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Реквизиты для оплаты можно получить у сотрудника. Касса по оплате обычно находится в самом здании МФЦ.

      После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

      • Паспорт владельца или доверенного лица с нотариальной доверенностью. При доверенности паспорт доверителя предоставлять не нужно;

      • Межевой план на диске;

      • Договор основания на старый участок. Если участок куплен, то договор купли-продажи. Если достался по наследству — свидетельство о наследстве и т.п.

    2. На основании полученных документов, сотрудник составит заявления о постановке участков на кадастровый учет и регистрации права на них. Заявление нужно проверить и подписать. Иногда могут составить еще одно заявление о прекращении права собственности на старый участок и снятии его с кадастрового учета.

    3. После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку о получении этих документов и назначит дату, когда их можно забрать. Документы будут отправлены регистратору. Далее только остается ждать постановки на учет и регистрацию права. Срок — 12 рабочих дней (пп. 6 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости), но бывают задержки.

    4. В назначенный день собственнику нужно забрать выписки из ЕГРН на свои участки и другие документы. Свидетельства о собственности отменены и не выдаются с июля 2016 года. При себе иметь паспорт и расписку.

    Дополнительный этап №3 — присвоить почтовые адреса новым участкам (необязательно)

    Присвоить участкам почтовые адреса и аннулировать адрес старого участка можно не сразу после раздела, а потом, например, после постройки дома. Когда дому присвоят почтовый адрес, его автоматически присвоят и земельному участку. Для получения разрешения на строительство дома (сейчас уведомление) не требуется присваивать адрес участку. Чтобы присвоить адрес, нужно обратиться в МФЦ («Мои документы») или сразу в районную администрацию по месту нахождения участка — п. 6 и 31 Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1221. В многих городах это можно сделать только в МФЦ. Образец заявления даст принимающий сотрудник. К заявлению нужно приложить паспорта, выписки из ЕГРН на новые участки или свидетельство на старый участок. Адрес присваивают в течение 18 рабочих дней со дня получения заявления в администрации — п. 37 и 38 вышеуказанного Постановления. Как обычно, и в этом деле бывают задержки. В итоге выдадут решение о присвоении почтового адреса каждому участку.


    Скачать документ